Top.Mail.Ru

+7 903 402 1952

Восхождение на Тетнульди. Часть 1

Вступление

После того, как подгоняемые молниями, мы сбежали из под Казбека в поселок, настроение у всех было не самое лучшее. Тем не менее пара бутылочек грузинского вина вечером в хостеле подняли всем настроение. Все наши мысли были уже о следующей вершине - Тетнульди.

Возвращаясь назад, скажу, что до того момента когда в прошлом году Саша с Олегом предложили организовать восхождение на эту вершину, я никогда прежде про нее не слышал. Взявшись за изучение материалов и фотографий я сразу же был очарован красотой этой горы. Гора Тетнульд (4869 м) является одним из символов Сванетии. Название вершины со сванского переводится как “Белая гора”. Выбранный нами маршрут проходил по наиболее простому и безопасному маршруту 2Б категории сложности.

День 1. Казбеги - Сенаки

В этот день планировалось доехать до Местии и остановиться в хостеле. С утра мы перебрали вещи, взяв с собой только самое необходимое. В итоге моя машина была забита под завязку. Циклон, который помешал нам подняться на Казбек, не думал проходить. Из Степанцминды мы выезжали почти под проливным дождем и в сильном тумане. На дороге местами образовывались пробки из-за большого количества воды, стекающей со склона. В одном месте на дорогу сошел сель и мы ждали, пока техника освободит проезд.

Не доезжая Тбилиси, мы свернули на запад в Сторону Кутаиси. Дождь немного стих и мы любовались пейзажами проплывающими мимо нас.  По пути сделали пару остановок в местных кафе. В первом кафе ребята решили попробовать местного домашнего вина и люля. Вино оказалось мягко говоря на любителя, но необходимое действие оказало - задний пассажирский ряд болтал и хихикал не смолкая вплоть до следующей остановки.

Стемнело, дождь усиливался. На выезде из Кутаиси мы немного заплутали и решили зайти в полицейский участок. Там нам объяснили как лучше проехать до Местии, но настоятельно порекомендовали остановиться на ночь в ближайшем хостеле и переждать непогоду. Дорога до Местии проходит по сложным горным серпантинам и в такую погоду был велик шанс обвалов. Посовещавшись, мы решили доехать до города Сенаки и заночевать там.

Отель мы нашли не без труда, спрашивая дорогу у местных. Припарковав машину возле булочной из которой доносился дразнящий аромат свежей выпечки, мы заселились в гостинице. Надо сказать, условия в отеле были очень даже ничего, соответствовали уровню трех звезд. Остаток дня мы провели за традиционной бутылочкой грузинского вина и душевными разговорами.

День 2. Местиа

Позавтракав в кафе на первом этаже гостиницы, мы отправились в небольшую экскурсию по Сенаки. Город оставил двоякое впечатление: по-европейски ухоженные домики соседствовали со старыми заброшенными постройками, а пальмы добавляли особый средиземноморский колорит. Чем-то Сенаки мне напомнил Барселону.

По пути в Сванетию мы заехали на Ингурскую ГЭС, 6-й по высоте плотиной в мире. Примечательно то, что эта ГЭС располагается на территории двух государств: Грузии и Абхазии.

Погода стабилизировалась и Местия нас встретила солнцем и ароматом кубдари - сванскими пирогами. Остановились мы в хостеле, прямо в центре поселка. После сытного обеда, отправились регистрироваться в службу МЧС и пограничникам. На обратном пути мы нашли водителя, с армянским именем Рубик, который согласился отвезти нас к подножию Тетнульди.

Вечером мы паковали рюкзаки, а затем устроили уютный ужин на балконе, выходящего на сад во дворе нашего хостела.

День 3. Подход под Тетнульд, гнездо Амарантов

В 8 утра нас уже ждала Delica у дверей хостела. Загрузив вещи, мы отправились в путь. По дороге любовались белой пирамидой Тетнульди, на короткое время открывшейся перед нами в облаках.

В 2016 м году на склоне Тетнульда открыли горнолыжный курорт и теперь подход к подножию вершины стал намного проще и быстрее. Дорога к курорту серпантином выводит прямо к верхней станции подъемника, но нам туда не надо. Немного не доезжая до верхней станции, необходимо выйти на тропинке, примыкающей к дороге справа. Мы благополучно “продинамили” это ответвление и проехали выше до тех пор пока не уткнулись в снежный затор. Дальше надо идти уже пешком.

Договорившись с водителем об обратном трансфере, мы нагрузились рюкзаками и полезли штурмовать снежную горку. Сверка с навигатором и описаниями показывала, что мы движемся выше нужной тропинки. Прослонявшись пару часов по травянистым склонам, мы заметили тропу ниже нас метров на 500 и двух людей на ней. Пришлось сбрасывать высоту.

Тропинка плавным траверсом вывела нас к большой поляне с ручьем, выше начиналась морена (груда камней разной величины). Ребята, которых мы видели перед нами, были уже как раз на гребне морены и вскоре исчезли из виду. Посовещавшись, решили устроить обед на берегу ручья.

Первоначальный план был заночевать на этой поляне, но погода была хорошая и общее настроение было подняться как можно выше. С полянки мы двинулись вверх по травянистому склону в сторону морены. Травянистый склон сменился каменной сыпухой, местами крупной. От морены и до самой вершины начиналась зона снега. Выбравшись на морену, сразу стал очевиден наш маршрут: справа от нас показалась седловина - так называемое “Гнездо амарантов”. Подъем к гнезду, на первый взгляд, выглядел сурово - крутой снежный взлет. К седловине вели свежие следы, ребята, которых мы видели, уже прошли этот участок.

Оценив свои силы, решили остановиться на снежной площадке под взлетом, а рано утром подняться по подмороженным ступеням, оставшимся от предыдущей группы.

В месте, где мы решили поставить палатки снег был достаточно глубокий, потому нам пришлось изрядно потоптаться, чтобы уплотнить площадку. Установив лагерь, каждый занялся своим делом. Кто-то спал, кто-то читал, а Макс отправился лазать болдеринг на соседнем валуне. Спать легли рано, так как предстоял ранний выход и непростой переход к перевалу Нагеб.

День 4. Перевал Нагеб

Безоблачное утреннее небо обещало нам жаркий день. С утра подморозило, снег стал жестким и мы не проваливались как вчера. Собрав палатки, начали подъем на перемычку. Шли по удобным ступеням предыдущей группы. Склон сначала пологий, вскоре резко “поднялся” и мы достали кошки с ледорубами. Ближе к вершине перемычки угол склона достиг примерно 40 градусов и мы перешли на подъем в “три такта”.

На седловине устроили привал. Оглядевшись вокруг, никаких амарантов мы не увидели, зато со стороны перевала Нагеб к нам спустилась группа ребят из Литвы. На удивление, все ребята очень хорошо говорили по-русски. У них была неудачная попытка восхождения на Тетнульди, к условному времени они не успевали на вершину.. может быть поздно вышли.. От литовцев мы узнали, что вчерашняя парочка из Чехии, уже успели подняться на вершину и собирались спускаться обратно.

От “Гнезда Амарантов” к перевалу Нагеб можно подняться по кулуару либо обойти слева по скалам. Мы выбрали средний вариант: сначала прошли по засыпанным снегом скалам до скальных сбросов, а затем по ступенькам спустились в снежный кулуар. К полудню солнце стало нещадно жарить, вода у всех закончилась. Ощущение, как будто находишься на постепенно нагревающейся сковороде.

Из кулуара стал виден наш перевал. Идти оставалось совсем ничего, но группа была обезвожена. Мы приняли решение сделать чай на ближайшем пологом участке. Пока  топили на горелке снег и готовили чай, мимо нас прошли парень с девушкой из Чехии. Они предупредили нас, что на гребне, перед вершиной, есть опасные ледовые участки.

Чай с бутербродами придали нам сил и вскоре мы были уже на седловине перевала. Перевал представляет собой большое плато, покрытое снегом. С перевала открывается замечательный вид на вершину Тетнульди. В обратную сторону, откуда мы поднялись, захватывающая панорама..

Не долго думая, лагерь решили поставить здесь же, на месте стоянки предыдущей группы. На следующий день нам предстоял штурм вершины, поэтому после ужина подготовка и проверка снаряжения и ранний отбой. Перед сном полюбовались вершиной, подсвеченной закатными лучами.

Нам предстояло пересечь плато, по крутому снежному склону подняться на первую ступень, так называемую “Подушку”. Затем через “плечо” Тетнульди выйти на гребень - ключевой участок маршрута. По описаниям и фотографиям гребень очень узкий, с отвесными ледовыми склонами по обе стороны. Выход запланировали на полтретьего ночи.